Здоровье 

Восстановление речи после инсульта

Последствием инсульта в 40-50% случаев является нарушение речевой функции, проявляющееся в форме афазии и дизартрии.

При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Афазия — системное нарушение речи — зависит от того, в каком участке мозга локализован очаг поражения. Соответственно этому становятся не вполне доступными для использования средства языка (внешние — говорение или внутренние — понимание речи). При афазии меняется способность человека понимать чужую речь или выражать собственные мысли, и между ним и окружающими людьми существенно ограничивается общение.

Как сделать его обоюдно продуктивным? Как ни парадоксально это звучит — именно через общение…

 

Взаимодействие при афазии

1. Убедитесь, что вам ничего не мешает слушать друг друга (посторонние шумы, громкие разговоры), поймайте взгляд и начинайте общение.

2.  Говорите тихо, не спешите, начинайте с самого простого. Задавайте вопросы, на которые сами знаете ответ. Это поможет вам узнать, понимает ли больной обращенную речь.

Предложите договорить простую фразу или пословицу и вы услышите, есть ли «речевая продукция».

3. Прежде всего добивайтесь ответов по типу «да — нет». Если не удается пробудить речевую активность, попытайтесь получить подобный ответ в виде открывания — закрывания глаз или сжатия кисти.

4. Ищите тему разговора. Используйте короткие предложения, выделяя голосом наиболее важные слова, выпишите их на лист бумаги. Повторите то, что сказали, и покажите написанное. Убедитесь, что достигнуто понимание темы обсуждения.

5. Не заставляйте часто повторять одни и те же слова, это может привести к образованию речевого эмбола (слово, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить — Ред.).

6. Используйте коммуникативные способности, незатронутые недугом: попробуйте объясняться с помощью жестов, мимики, рисунков или письма. Расстройство речи требует простых способов общения — несложных фраз, привычных действий.

По возможности, пользуйтесь различными электронными устройствами — компьютерами, планшетами.

7. Помните, что люди с речевыми нарушениями нуждаются в большем времени для своего высказывания, будьте терпеливы.

Если разговора не получается, отдохните и попробуйте продолжить его позже.

8. Уважайте в «неговорящем» человеке личность, общайтесь с ним, как с равноправным партнером по диалогу.

 

Упражнения для растормаживания речи

Считайте вместе до десяти, перечисляйте дни недели, месяцы — их произнесение как бы открывает путь для других слов.

Пойте хорошо знакомые песни, предложите вспомнить заученные в детстве и юности стихи — порой у неговорящего человека это получается совершенно четко.

Используйте различные картинки, на которых нарисованы элементарные предметы обихода (тарелка, чашка, кровать, очки, телефон) — с их помощью человек может попробовать объяснить свое желание

Восстанавливайте подвижность языка, губ, щек и мягкого нёба. Предложите больному произвести простые действия: подуть на ватку, проглотить воду маленькими порциями, сплюнуть семечку с кончика языка, слизать каплю варенья с губ, надуть щеки, послать воздушный поцелуй родным — порой даже это удается с трудом.

Все эти приемы можно использовать до консультации со специалистом. Но помните, самостоятельная работа родственников или тех, кто ухаживает за больным, возможна только под контролем квалифицированного логопеда-афазиолога.

Related posts