Психология 

Тысяча первый рецепт счастья

Звонит мне подруга и вместо «здрасте» спрашивает, Счастлива ли я. А у меня сумасшедший дом: компьютер приказал долго жить — ни угрозы, ни уговоры не действуют. Работа стоит. Материалы в журнал задерживаю, киностудия нервничает — ждет законченный сценарий, муж звонит из супермаркета и просит прислать список покупок, Юлька измазала пластилином оспы и с чувством выполненного долга требует кашу, а каша сбежала, потому что попытка успеть вымыть голову, пока закипит молоко. – идиотизм.

И вот среди всего этого космическою хаоса звучит задумчивый голос подруги: Ты счастлива?»

— В данный момент? — спрашиваю. — Или вообще?

— Вообще.

— Наверное, да. Не было времени подумать над этим.

— Ты занимаешься любимым делом.

— В данный момент я размышляю, в какой угол швырнуть компьютер, как отскрести гарь от плиты и пластилин от стен, чем накормить ребенка и что говорить редактору с продюсером, чтобы не потерять работу…

— Везет… — вздыхает подруга.

Оказывается, она проснулась сегодня ночью оттого, что вдруг поняла — жизнь прошла мимо. С любовью не сложилось, работа не радует, семьи нет, что делать — непонятно. Подруга села за компьютер и стала искать рецепт абсолютного счастья. Другие писали о внутренней гармонии, третьи все объясняли любовью, без которой само человеческое  существование теряет смысл. Подругу все это ужасно раздражало. Во-первых, она никак не могла решить, какое дело назначить любимым — фотографирование, рисование, моделирование причесок или ландшафтный дизайн, а бросать работу экономиста ради туманных перспектив было глупо. Во-вторых, поиск гармонии там, где ее в принципе не может быть, казался ей пpoцессом надуманным — уделом отчаявшихся домохозяек и старых дев. Что же касалось любви, то семь лет никуда не ведущих отношений с женатым человеком, пара каких-то невнятных поклонников, зануда-одноклассник с бессменным букетом гвоздик и вовсе не внушали оптимизма. В общем, беда…

— У тебя слишком много свободного времени, — сказала я. — Займись чем-нибудь интересным, и будет тебе счастье.

— Чем?! — возмутилась подруга. — Если бы я знала, что именно мне нужно…

Это смешно, но ночью меня разбудила похожая мысль. Л я? Счастлива ли я? Или этого уже не разглядеть за бесконечной суетой, за домашними заботами и всепоглощающим бытом, за благословенной занятостью, искренне благословенной, потому что в наше время иметь много работы -почти роскошь, за вечной спешкой, когда просто нет времени остановиться и спокойно проанализировать прожитый день. Может, это кризис возраста или еще какая-то гадость — не знаю, но все утро в моей голове продолжали крутиться разные вопросы. А главное, хотелось понять, как оно должно ощущаться, это пресловутое счастье? И должно ли вообще? Бесконечная история — неспособность разглядеть его здесь и сейчас, оценить сиюминутность происходящего и вовремя порадоваться. Вместо этого привычно все пропустить мимо глаз и ушей, «проскучать», принять как должное, чтобы потом, спустя дни, месяцы, а чаще годы, вдруг понять, что это и было настоящее счастье.

Когда мой компьютер ожил, причем ни с того ни с сего (а может, знал что-то?), я погрузилась в дебри Интернета и нашла тысячу рецептов счастья. Глупо думать, что они универсальны: то, что для одного счастье, для другого — даже не повод улыбнуться. Но вес же понравилось несколько советов. Среди них был такой: представьте себе, что некий всесильный распорядитель судеб дает вам единственный шанс выбрать себе занятие по душе. Одно на всю жизнь. Ничего другого делать вы просто не сможете, таковы условия, поэтому нужно постараться найти то, что не надоест. Лучше всего взять лист бумаги, ручку и написать список потенциальных дел. А потом, пройдясь по пунктам, отмстить псе «за» и «против». Словом, подойти к этому вопросу максимально вдумчиво, шутка ли — жизнь на кону. Получав мое и будет тем, что принесет вам счастье.

Звоню подруге. Она внимательно слушает и начинает рассуждать:

— А если я окажусь посредственным фотографом? До скончания века придется снимать свадьбы или еще хуже — фото на документы? Это же с ума сойти можно! Или, допустим, выберу я рисование. Тогда полжизни надо будет провести за мольбертом, да? Я уже не говорю о моделировании причесок — до конца дней в чужих волосах копаться. Остается ландшафтный дизайн, но что-то мне подсказывает, что семьдесят лет ковыряться в земле тоже не самое приятное занятие.

— Ты сколько жить собралась? — смеюсь я.

Люблю ее. С ней всегда весело. Однажды мы смеялись больше часа над какой-то совершеннейшей глупостью. Просто не могли остановиться. Даже  не верится, что такой человек может чувствовать себя несчастливым…

А мое счастье сопит под одеялом. Сегодня я ей рассказывала пpo Деда Мороза. Пообещала познакомить. Второе счастье сидит за компьютером с очень умным лицом. Согласился быть этим самым Дедом Морозом, если вдруг чего… Оба такие хорошие, хоть картины пиши. Может, мне тоже стать художником?

Вообще-то, мой личный, тысяча первый рецепт прост: ничего не решать умозрительно. Все пробовать на вкус и цвет. Брать и делать. Идти вперед, не сомневаясь и не останавливаясь. Потому что счастье — это процесс, а не результат…

-Я все решила! — звонит мне утром друга. — Буду профессиональным путешественником. Как Тур Хейердал. А что? Сегодня и Австралии, завтра – в Новой Зеландии или в Гондурасе, например. Так точно лег двести протянуть можно, раз уж он такой категоричный…

— Кто — он?

— Ну, этот твой… всесильный распорядитель судеб…»

Related posts