Наши дети 

Как говорить с ребенком о…

Современные родители уже давно не краснеют от просьбы разъяснить, откуда берутся дети. Но есть ряд других вопросов, которые ребенок может задать. И некоторые из них зачастую ставят нас в тупик.

Недетские темы существовали всегда, но в разные времена они были разными. Так, в советском прошлом не принято было обсуждать с ребенком бюджет семьи, покупки и, конечно же, сексуальные темы. В современном обществе табуированных тем очень мало, и дети с малых лет задают множество неудобных вопросов. И дело даже не в том, что мы не знаем, как на них отвечать, а в том, насколько грамотно для детского сознания обсудить ту или иную тему.

 

…войне и политике

Ребенок не может оставаться в стороне, когда на всех телевизионных каналах показывают новости, а родители обсуждают между собой увиденное и прочитанное. Дети, как губка, впитывают эту информацию. И делают свои выводы. Они основаны на родительском мнении, но высказывают его наши отпрыски через призму своего восприятия. На самом деле ничего хорошего в этом нет. Когда дошкольник с папиной интонацией ругает всех президентов, министров или рассуждает, какие плохие другие страны, это может выглядеть смешно. Но чем старше становится ребенок, тем менее приятны из его уст «умные» рассуждения о политике. Ведь на самом деле он просто повторяет сказанное родителями. Это не его точка зрения, не его размышления. И самое неприятное — это тот апломб, с которым дети чаще всего произносят мнения других людей.

Сделать тему политики запретной нельзя. В первую очередь, учите ребенка думать и рассуждать, а для этого надо давать ему возможность знакомиться с разными точками зрения на одну и ту же проблему. Впрочем, это полезно и взрослым, намного полезнее, чем разглагольствовать по принципу «все дураки».

Тема войны, особенно в нашем современном обществе, актуальна. И когда речь идет о событиях давно минувших дней, отвечать на вопросы и общаться на эту тему проще. Во всяком случае с детьми. Труднее, когда речь заходит о войне в настоящем. Конечно же, любой родитель будет доносить до ребенка свою точку зрения, но было бы неплохо всегда добавлять в конце: «Так думаю я, но когда ты станешь старше, то, возможно, будешь думать по-другому». Почему именно так? Потому что ваш ребенок — свободный человек и имеет полное право думать иначе. Не лишайте его свободы выбора. Ведь именно мыслящий человек, имеющий свою точку зрения, умеющий ее аргументировать, может называться  развитой  полноценной личностью. Кстати, многие психологи советуют ограждать детей от ношения какой-либо политической символики, т.к. выбор этой символики не совершается самим ребенком, а изначально устанавливается взрослыми людьми.

Чему вы учите разговорами на эту тему? Умению рассуждать, делать выводы, не принимать все услышанное вслепую за правду.

 

…смерти

Дети и разговоры о смерти — сочетание дикое, трудно укладывающееся в голове. Дети — это радость, смех, игры, капризы, развлечения… Но в жизни бывает все, и рано или поздно ваш ребенок задаст вам вопрос: «А есть ли конец?». Как правило, дети подходят к этой теме многократно. Сначала они удовлетворяют любопытство («а как это — умер?»), через какое-то время начинают осознавать, что «смерть — это навсегда», связывают это с понятием «горе».

О смерти говорить тяжело. Верующие люди обсуждают эту тему с точки зрения своего вероисповедания. Атеисты, как правило, делают акцент на психологических и философских аспектах этой темы. Довольно часто дети, поговорив о смерти, начинают бояться, что умрет кто-то из близких родственников, у них появляется страх собственной смерти. Детские психологи утверждают, что подобное явление — норма. Главное, чтобы эта тема не стала ведущей в играх и разговорах ребенка.

Часто психологам задают вопрос, брать ли ребенка на похороны. Все зависит от возраста малыша, его нервной системы, от того, насколько тесной была связь между ушедшим человеком и ребенком. Поэтому прежде всего надо взвесить все «за» и «против». Смерть меняет внешность человека, и то, что увидит ребенок на похоронах, эмоции, которые переживет, надолго оставят след в его душе. Разумнее будет посещать впоследствии могилу ушедшего человека, вспоминать его, показывая ребенку, что человек продолжает жить в нашей памяти.

Чему вы учите разговорами на эту тему? Пониманию жизненных процессов, философскому отношению к тому, что изменить не в ваших силах, умению справляться даже с очень большим горем.

 

…болезнях и инвалидах

Видя тяжелобольного человека или человека с ограниченными возможностями, большинству из нас хочется опустить глаза. Мы боимся. Чего? Соприкоснуться с болезнью и страданием. А еще мы не хотим обидеть другого человека своим «разглядыванием», хотя нередко именно этот торопливо отведенный взгляд ранит намного сильнее. Мы по-прежнему не знаем, как вести себя в обществе «других» людей, хотя в цивилизованных странах этой проблемы практически не существует. Все просто: есть человек со своими особенностями. У вас свои, у него свои. Такое отношение прививается с детства. Не бойтесь говорить с ребенком на тему инвалидности других людей. Рассказывайте, что физические особенности (заметьте, не недостатки, а особенности!) есть у всех. Только у одних одни, у других — другие. Не лишним будет вспомнить Паралимпийские игры, можно также вместе поучаствовать в какой-либо благотворительной акции, перевести посильную сумму на лечение и помощь другому человеку.

Чему вы учите разговорами на эту тему? Состраданию, деликатности, толерантности, умению принимать не похожих на себя людей.

Related posts